?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Как вы поняли, мы опять не усидели на месте и снова отправились в очередной древний город Древней Руси. Благо что добраться от Москвы до Владимира – до такой степени не проблема, что данная поездка просто обязана была рано или поздно состояться.
А утро началось у нас с того, что мы прозевали экспресс до Савёловского вокзала (с уже купленными на него билетами) – так что пришлось ехать на обычной электричке на Окружную, а дальше – на метро (по первоначальной задумке мы вообще в метро спускаться не должны были, а все перемещения по Москве проделать на электричках). В конце концов на последних минутах мы вбежали в нижегородскую «Ласточку», стоявшую на путях Курского вокзала, и со скоростью 155 КМ/Ч(в вагонах «Ласточек» есть табло, показывающее текущую скорость состава) двинули в сторону Владимира.

Погода во Владимире была наредкость гулятельной. Мы вышли из поезда и полезли вверх по склону


А пока мы лезем – несколько слов о том, куда мы, собственно, приехали.
Итак, город Владимир основан по разным версиям ни то в 990 году князем Владимиром Святославичем, ни то в 1108 году князем Владимиром Мономахом. Так или иначе, кто-то из них без лишней скромности решил назвать основанный им город своим же именем.
Расцвет города произошёл при княжении здесь Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, когда Владимир стал столицей Северо-Восточной Руси. Даже митрополит тогда переехал из Киева во Владимир. То есть, было это в XII-XIII веках – в самый разгар татаро-монгольского ига, причём, что примечательно, ордынцы официально считали Владимир главным городом на Руси, и именно здесь находился ордынский наместник. Соседним князьям такой приоритет постоянно не давал покоя, что регулярно становилось причиной межкняжеских стычек, происходивших, кстати говоря, не без участия ордынцев (кто смотрел фильм «Андрей Рублёв» – думаю, сразу вспомнят сцену, как звенигородский князь на пару с татарским ханом громят Владимир).
И такое какбы-столичное положение Владимира продлилось до XIV века, когда набиравшая силу Москва подмяла под себя все соседние княжества. Владимир постепенно ушёл на второй, третий и, наконец, десятый план.

Взбираемся наверх по крутому берегу Клязьмы – и
оказываемся у стен Богородице-Рождественского монастыря


Монастырь основан аж в 1191 г. и, до появления Троице-Сергиевой лавры, являлся центром всей
монашеской жизни Северо-Восточной Руси


От стен монастыря открывается вид на нижнюю часть города. Большое здание справа вдали
– это вокзал, на котором мы только что слезли с поезда


С другой стороны виден Успенский собор. Но о нём – чуть позже


Пока же мы идём вдоль монастырской стены в поисках правильного входа…


…вместо которого обнаруживаем планетарий. Нет, это – не церковь, это – именно планетарий.
Точнее, когда-то это действительно была Николо-Кремлёвская церковь XVIII в. (кремлёвская –
потому что на этом месте находился кремль), но советское руководство города решило
(не без иронии) разместить в ней научно-популярную экспозицию, рассказывающую
о том, что же на самом деле находится на небе.
Ну что же – спасибо, что хоть не овощехранилище (как кое-где в других местах)


Внутри – всё, что так или иначе связано с освоением Ближнего космоса.
Макет II ИСЗ (второго искусственного спутника Земли). Если в первом спутнике был только
передатчик, источник питания и пара датчиков, то сюда уже вместилась куча аппаратуры
и даже собака


Третий же ИСЗ содержал в себе целую тонну оборудования телеметрии,
дистанционно управлявшегося с земли


А вот и макет «Бурана», печально известного тем, что в этот проект было вбухано
колоссальное количество сил, средств и времени, и который в итоге оказался никому не нужен


Один из осколков Чебаркульского метеорита отрикошетил аж во Владимир (щютко)


Модель Солнечной системы. У Юпитера спутников как-то маловато (должно быть 79,
а я насчитал только четыре). Да и Луна вокруг Земли здесь почему-то крутится рывками.
Хотя – в общем прикольно.


Выходим из церкви-планетария, и снова продолжаем свои изыскания вокруг монастыря.
Найдя открытую дверь и обнаружив с внутренней её стороны надпись «Выход из монастыря
только по благословению», мы пошли искать дальше. И нашли. И вот мы в монастырском дворе.
Колокольня – новодел 2000-х годов


И Рождественский собор – тоже тех же лет (впрочем – по нему и видно). С этим храмом,
кстати, вообще тёмная история. Первоначально стоявший здесь Рождественский храм,
сохранившийся ещё с XII века, дожил до середины XIX века. Тогда лично Александр II
пожертвовал сумму денег на его восстановление. Но реставратор Николай Артлебен
решил не париться с реставрацией – и тупо снёс старый храм, построив на его месте
новый. Но и новый здесь долго не простоял (это теперь уже – привет советской
власти, разместившей на территории монастыря СИЗО, ВЧК, ОГПУ, НКВД, и другие
страшные аббревиатуры). И вот теперь мы уже лицезреем третий по счёту храм,
воздвигнутый на том же месте в 2004 году


Корпуса были построены в XVIII-XIX веках (когда монастырь уже утратил свой центральный статус).
Единственное, что здесь осталось с тех легендарных времён – это монастырская стена
(хотя – что-то мне и эта информация сомнительна)


За монастырём и планетарно-кремлёвской церковью выделяется кирпичное здание
исторического музея, построенного в начале XX века в псевдорусском стиле


В музее мы нашли макет Владимира времён Всеволода Большое Гнездо. Центральная улица города
и тогда была центральной, а многие белокаменные постройки с этого макета и сейчас стоят на тех
же местах. Самый дальний храм – это как раз тот самый, павший от рук реставратора Артлебена.
Дальше перед ними (по мере приближения) – Дмитриевский и Успенский (самый большой) соборы.
Ну а самое ближайшее каменное строение – это Золотые ворота. И всё это мы скоро увидим в
самом натуральном виде


Подпись под всем этим утверждает, что это – фрагменты древней керамики с эмблемами её
производителей. А мне вот что-то подсказывает, что нифига это не эмблемы, а вполне себе
древнеславянская солярная символика


Просто музейный потолок


Обещал я вам Успенский собор XII века, расписанный Андреем Рублёвым? Таки вот он.
Ближе мы подойдём чуть позже. А на надпись внизу не обращайте внимание –
нынче это везде. Даже у нас в Лобне такая есть.


Здание городской думы – тех же лет и в том же пряничном стиле, что и музей


Часть торговых рядов XVIII века. Считается, что они построены по образцу питерского
Гостинного двора (хотя сходства между ними не так уж и много)


А вот и сам Андрей Рублёв


Из сквера, что за Успенским собором, открываются довольно примечательные виды




До всего этого мы тоже очень скоро доберёмся


А теперь рассмотрим поближе Успенский собор. Сразу невооружённым взглядом видно по
количеству всякого рода финтифлюшек, что колокольня никакого отношения к XII веку
не имеет, а была пристроена в XIX веке. Что же до самого храма – то до возвышения Москвы он
являлся главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение
владимирские и московские князья, и Успенский собор Московского кремля построен по его
образцу.


Однако увидеть фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного нам не удалось –
на двери красовалась надпись «Храм закрыт».


Постойте-ка! – скажете вы, – А какое отношение имеют Андрей Рублёв и Даниил Чёрный
к XII веку? А всё дело в том, что почти все первоначальные фрески этого храма были уничтожены
в ходе нашествия Батыя, и потому всё было переписано в начале XV века Рублёвым и Чёрным
со своей артелью (правда потом, в XVIII веке, сюда приложил руку много кто ещё –
и потому от тех фресок остались только фрагменты)




Здесь явно было что-то резное


Здание присутственных мест XVIII в.


А за ним – ещё одно уникальное явление – Дмитриевский собор
(построен в конце XII века всё тем же Всеволодом Большое Гнездо)


Для надписи «Храм закрыт» букв как-то многовато. Взглянем поближе.


Ага, это уже лучше.


А уникален он прежде всего вот этими резными изображениями по всей верхней части храма.
Считается, что первоначально эти изображения имели некое осмысленное значение,
и даже многие века спустя были люди, способные прочитать это послание. Кстати, этот
храм ещё называют белокаменной книгой


Заходим внутрь (там сейчас музейная экспозиция).
Этот крест когда-то стоял на крыше храма


А вот это – ещё интересней. Это – даже не Андрей Рублёв, а самый настоящий XII век,
неизвестные греческие мастера. Собственно, это – всё, что сохранилось от большой
композиции «Страшный суд»








«Хороша зверюга!» Помните эту фразу из фильма «Андрей Рублёв»? Хоть фраза
касалась явно не этой конкретной зверюги, а какой-то другой, более поздней, но что-то общее
у них есть (да и дело опять-таки происходило здесь же, во Владимире)


К этому храму, как и к Рождественскому, приложили свои шаловливые руки горе-реставраторы XIX
века (правда – не настолько радикально), которые посчитали окружавшие храм галереи с
лестничными башнями лишней деталью и снесли их к соответствующей матери. Вот всё, что
осталось от тех «лишних» конструкций, соединявших когда-то храм с княжеским дворцом


А вот вам снова XII век


Попробуем ещё раз рассмотреть резные сюжеты на стенах храма




Ну а это – всего лишь навсего Сбербанк, коим и закончим первую часть
прогулки по древнему городу Владимиру


Продолжение следует…

This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/310513.html. Please comment there using OpenID.

По тегам:

За последний месяц

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

По тегам

Разработано LiveJournal.com