Пилот НЛО (pilottttt) wrote,
Пилот НЛО
pilottttt

Categories:

Великий Новгород, часть III. Офигевшие путешественники у истоков российской государственности

Итак, наша цель – место в трёх километрах к югу от центра города, именуемое Рюриковым городищем. Попасть туда можно либо на автобусе (до села Спас-Нередицы с последующей пешей прогулкой 2 км), либо на такси (благо по ценам здесь вам – не Москва, где за один только поворот ключа зажигания берут от 300 р). Решив воспользоваться автобусом, имейте в виду, что он бывает там всего четыре раза в день, так что следующий обратный рейс придётся дожидаться часа три. Самый лучший вариант – доехать на такси до городища, оттуда прогуляться пешком до Спас-Нередиц и вернуться в город на автобусе (не забыв заранее уточнить его расписание). Так мы и решили сделать.

Вот так примерно выглядела окружающая реальность к моменту вызова такси.


Первая молния сверкнула как раз с прибытием машины. А когда мы уже сидели в такси – лило как из Ниагарского водопада.
— А вы уверены, что вы хотите туда ехать? – спросил нас таксист.
— Конечно! – ответили мы.
И мы поехали.
А пока наше такси сквозь струи воды движется в сторону городища – небольшой экскурс в историю (тем более, что погода как нельзя лучше соответствует обстоятельствам возникновения российского государства).
Итак, началось всё с того, что славяне напрочь друг с другом поперегрызлись. И было решено, что единственный способ остановить мочиловку – это пригласить со стороны правителя, которого все признают таковым. И пригласили тогда варяга Рюрика, приехавшего вместе с двумя братьями – Трувором и Синеусом, и объединившего под своей властью множество некогда враждовавших народов. Позже это государство превратится в Киевскую Русь, а потомки Рюрика станут царским родом Рюриковичей.
Всё это мы узнаём из «Повести временных лет» – древнего текста, датированного XII веком и сохранённого до наших дней в монастырях. Текст многократно переписывался монахами вручную и, конечно, каждый из них вносил туда от себя какие-то правки или дополнения (а то и убирал «лишнее») – потому до нас дошло не менее трёх отличающихся друг от друга версий этого текста. Согласно двум из них, Рюрик обосновался в Старой Ладоге, но после смерти братьев отстроил Новый город и перенёс столицу туда. В третьей же версии про Старую Ладогу нет ни слова, а Новгород сразу называется столицей государства Рюрика. Словом, так или иначе – место, куда мы сейчас направляемся, являлось резиденцией первого правителя первого государственного образования восточных славян.

Когда мы вышли из машины – ливень уже заканчивался, и перед нами предстала вот такая картина. По мощённой дороге (оказавшейся воссозданным средневековым трактом) приближаемся к тому самому месту.


Справа виднеются опоры так и не построенного железнодорожного моста (о нём позже)


А на той стороне Волхова виден силуэт Георгиевского собора Юрьева монастыря,
вокруг которого расступились тучи


А посреди городища красуются руины Церкви Благовещения


Как я уже писал ранее, в XI веке Ярослав Мудрый перенёс княжескую резиденцию с городища на территорию нынешней Торговой стороны (это я – про Ярославово дворище). Когда же новгородское княжество стало республикой – здешние князья оказались неким подобием английской королевы: они вроде как есть, но от них мало что зависит. И тогда князья решили удалиться из шумного центра обратно сюда, на городище. Незадолго до этого и была построена первая церковь Благовещения (а конкретно – в 1103 году)

Вокруг стен храма XIV века видны остатки стен того самого, первого,
времён Новгородской республики, храма


Храм же версии 2.0 вполне себе успешно простоял с XIV века и до Великой Отечественной,
когда его и разбомбили


Рядом лежит так называемый «княжий» камень




Тем временем ураганный ветер в считанные минуты разогнал тучи


Машу впечатало ветром в российскую государственность


И тут мы заметили, что от княжего камня куда-то дальше идёт дощатая дорожка.
Мы решили выяснить, куда она ведёт


Появилась радуга


А ведёт дорожка, как оказалось, к Сиверсову каналу, построенному здешним губернатором Яковом Сиверсом в 1803 году как часть Вышневолоцкой водной системы (помните, я рассказывал о ней в посте о нашей поездке в Вышний Волочёк).

Сиверсов канал разрезал Рюриково городище на две половины. Вон те заросли –
тоже на территории бывшей столицы государства Рюрика


Не смотря на проблему с заиливанием, по каналу и по сей день разрешено движение
маломерных судов


Оборачиваемся назад


А вот и сам канал. Слева вдали виднеется белый силуэт церкви Спаса на Нередице, тоже XII века
(почему-то под конец поездки меня такие даты уже даже перестали удивлять, хотя от тех времён
в России в принципе мало что осталось). Кстати, до этой церкви мы тоже очень скоро доберёмся




А дорожка вела, как оказалось, к плавучему причалу для маломерных судов


Вот, что с него видно.
Когда-то на этом месте стоял древний город


Снова возвращаемся к храму на городище…


…и рассматриваем остатки древних стен






И снова прогулка по дороге из жёлтого кирпичакамня,
только на этот раз – в сторону несостоявшегося ж/д-моста


Строительство моста началось ещё при Николае II. Железнодорожная ветка должна была пройти через посёлок Крестцы и выйти на Валдай, а попутно – ещё и ответвиться на станцию Беглово. Достроен мост так и не был – помешала революция, да потом ещё и немецкие бомбардировщики тут основательно приложились. В результате часть дороги была-таки достроена после войны (участок Валдай-Крестцы), а вот продолжение до Новгорода оказалось не нужно – в итоге практически по насыпи проложили автомобильную дорогу (со стороны Юрьева монастыря это – Орловская улица, а со стороны городища – дорога, по которой мы только что приехали).

Опоры несостоявшегося моста


По некоторым слухам, в советские времена были предложения на этих же опорах построить
автомобильно-пешеходный мост. И, на мой взгляд, мысль эта здравая как никакая другая,
т.к. сейчас, чтобы из Спас-Нередиц добраться до, скажем, того же монастыря или до музея
деревянного зодчества – нужно сначала пилить вкруговую до центра города, а оттуда
– примерно столько же – до Витославиц. А по мосту можно было бы туда без проблем
пешком дойти. По крайней мере, это – на мой, туристический, взгляд


Выглядит так, словно построена десяток лет назад. А ведь ей уже целый век исполнился.
И это безо всяких там ремонтов


Ураган был такой силы, что сломало дорожный знак


Та самая дорога по остаткам насыпи. Идём в Спас-Нередицы


Вот и тот самый храм, что виднелся с городища


Сейчас это – странное сочетание экспозиции с действующим храмом. Изредка здесь проходят
молебны, в остальное же время это – музей (если время рабочее). Мы же пришли сюда уже после
закрытия, так что внутрь не попали




Под крышей храма гнездятся ласточки


Дальше – дожидаемся того самого автобуса (который ходит четыре раза в день) и отправляемся на нём в сторону ж/д вокзала. По пути, кстати, нам довелось наблюдать крайне редкое явление – в небе образовалось гало. Это оптическое явление характерно для морозных зимних дней, когда в воздухе присутствуют мелкие кристаллы льда. А тут – вот вам, пожалуйста – посреди лета. Заснять это всё я, к сожалению, не успел, но, думаю, вам и так хватит на сегодня впечатляющих кадров.
Ну а мы тем временем добрались до вокзала, поужинали в кафешке и – вперёд (точнее, назад) в родную Лобню ;)

This entry was originally posted at https://pilottttt.dreamwidth.org/299290.html. Please comment there using OpenID.
Tags: новгородская и псковская земли, поездки, путешествия, северо-запад, северо-западная русь, туризм, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments